Объекты и субъекты информационного противоборства
Объектом информационного противоборства является любой объект, в отношении которого возможно осуществление информационного воздействия (в том числе — применение информационного оружия) либо иного воздействия (силового, политического, экономического и т. д.), результатом которого будет модификация его свойств как информационной системы.
Общим признаком объекта, который можно рассматривать как объект информационного противоборства, является любая форма использования информации в его функционировании .
Родовые объекты информационного противоборства:
• система социальных отношений информационного общества;
• система политических отношений информационного общества;
• система психологических отношений информационного общества.
Объектом информационного противоборства может стать любой компонент или сегмент информационно-психологического пространства, в том числе — следующие виды:
• массовое и индивидуальное сознание граждан;
• социально-политические системы и процессы;
• информационная инфраструктура;
• информационные и психологические ресурсы.
Под психологическими ресурсами понимаются следующие компоненты информационного пространства:
• система ценностей общества;
• психологическая толерантность системы ценностей (устойчивость системы ценностей по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям);
• индивидуальное и массовое сознание граждан;
• психологическая толерантность сознания граждан (устойчивость сознания граждан к манипулятивному воздействию и вовлечению в противоправную деятельность манипулятивными методами тайного принуждения личности);
• психическое здоровье граждан;
• толерантность психического здоровья граждан (устойчивость психического здоровья по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям).
• Субъекты информационного противоборства:
• государства, их союзы и коалиции;
• международные организации;
• негосударственные незаконные (в том числе — незаконные международные) вооруженные формирования и организации террористической, экстремистской, радикальной политической, радикальной религиозной направленности;
• транснациональные корпорации;
• виртуальные социальные сообщества;
• медиа-корпорации (контролирующие средства массовой информации и массовой коммуникации — СМИ и МК);
• виртуальные коалиции.
Признаки субъекта информационного противоборства:
• наличие у субъекта в информационно-психологическом пространстве собственных интересов;
• наличие в составе субъекта специальных сил (структур), функционально предназначенных для ведения информационного противоборства или уполномоченных на ведение информационного противоборства;
• обладание и/или разработка информационного оружия, средств его доставки и маскировки;
• под контролем субъекта находится сегмент информационного пространства, в пределах которого он обладает преимущественным правом устанавливать нормы регулирования информационно-психологических отношений (на правах собственности, закрепленных нормами национального и международного законодательства) или государственным суверенитетом (национальный сегмент информационного пространства как часть государственной территории);
• существование в официальной идеологии положений, допускающих участие субъекта в информационном противоборстве.